Оценка бизнеса: методы, подходы, цели определения стоимости предприятия


Что такое оценка бизнеса: цели и задачи процедуры

Оценка бизнеса – это определение рыночной стоимости фирмы на основании финансовых, организационных и производственных показателей. Она необходима для рационального планирования, комплексной оптимизации и эффективного управления активами компании в условиях нестабильной внешней среды. Оценочная деятельность на территории РФ регламентируется ФЗ №135.

Цели и задачи оценки бизнеса

Цели анализа деятельности любой фирмы индивидуальны и направлены на решение конкретных задач. Чаще всего к ним относятся:

  • прогнозирование будущих доходов от акций предприятия в случае их покупки на бирже;
  • реструктуризация компании и создание новых подразделений;
  • определение залогового потенциала фирмы для получения кредита;
  • поиск оптимальных способов управления;
  • определение базы налогообложения при купле-продаже и наследовании фирмы или ее части;
  • финансирование отдельных проектов;
  • реализация инвестиционных программ (получение дотаций, грантов).

Правильно выбранная методика оценки бизнеса наиболее точно определяет финансовое положение дел на предприятии с учетом влияния рынка и возможного дисконтирования.

Основные подходы и методы к оценке бизнеса

Методология определения рыночной цены предприятия обусловлена его размерами, сегментом рынка и технологическими особенностями производства. Основная часть способов анализа построена на сборе и обработке информации о реализованных проектах. Фактически происходит определение эффективности бизнес-процессов на основании трех параметров: стоимости конечной продукции, ее качества и времени, которое требуется для производства.

Классические подходы к оценке бизнеса:

  • сравнительный;
  • доходный:
  • затратный.

Они помогают проанализировать масштабы компании, установить ее место в конкретном отраслевом сегменте и найти варианты развития, которые позволят закрепиться на новом потребительском рынке без ущерба для основной деятельности.

Сравнительный метод оценки бизнеса

В сравнительном методе для ориентира используются сформированные рынком цены на продукцию и активы компании. Их натуральный показатель уже учитывает показатели спроса и предложения на товары, перспективы отраслевого развития, производственные особенности и стратегии деятельности предприятия на сформировавшемся рынке. К ключевым направлениям сравнительной технологии относятся методы оценки стоимости бизнеса на основании:

  • сведений о ценах компаний-конкурентов;
  • открытых данных о сделках купли-продажи похожих предприятий;
  • информации по реализации организаций на основании их отраслевой специфики.

Главное преимущество способа: он отражает реальное и статистически обоснованное положение дел на предприятии.

Доходный метод оценки бизнеса

Основная суть доходного подхода: цена предприятия равна сумме всех денежных потоков, которые принесет его деятельность с учетом инвестиционных рисков. В рамках методики существует две технологии вычисления доходности.

Способ дисконтирования применяется в условиях нестабильных доходов и основывается лишь на тех денежных потоках, которые способно сгенерировать само предприятие. В рамках методики применяются технологичные модели:

  • доходов в остатке;
  • дисконтированных финансовых потоков;
  • сокращенных дивидендов.

Метод капитализации определяет финансовое положение дел предприятия за счет преобразования годового дохода с использованием соответствующего коэффициента.

Доходная технология вовремя замечает экономическое старение компании и устанавливает причины снижение инвестиционной привлекательности.

Затратный метод оценки бизнеса

Затратный способ анализа основывается на сегментировании отдельных бизнес-процессов и технологических элементов производства. Каждый компонент оценивается по отдельности, затем показатели суммируются.

В рамках затратной программы существуют следующие методы оценки бизнеса:

  • определение чистых активов;
  • вычисление ликвидационной стоимости;
  • корректировка балансовой цены;
  • способ стратегического замещения (подходит только для материальных активов).

Они дают возможность учитывать влияние производственных факторов и уровень износа оборудования на ценовые колебания продукции и общее развитие фирмы. Технология обеспечивает интеграцию приемов Big Data и считается наиболее надежной для оценивания новых объектов и реструктурируемых организаций.

Этапы оценки бизнеса

Вне зависимости от выбора оценочной технологии существуют стандартные этапы анализ активов предприятия:

  • идентификация компании по:
    • фактическому и юридическому адресу;
    • организационно-правовой форме;
    • производственной отрасли;
    • линейке выпускаемой продукции;
  • определение и характеристика имущественных прав, которые будут оцениваться (права на акционерный капитал, материальные активы, долю в предприятии и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ требуемой информации о:
    • документах;
    • составе участников;
    • уставном капитале;
    • материальных и нематериальных активах;
    • рыночной конъюнктуре;
    • количестве реализуемой продукции;
    • использовании технологичных мощностей;
    • соотношении спроса и предложения;
    • динамике капиталовложений;
  • выполнение необходимых расчетов;
  • обобщение оценочной информации;
  • анализ внутренних переменных показателей.

Конкретные подходы и методы оценки бизнеса идентифицируются только на расчетном этапе. В теории предполагается, что при использовании любой из трех технологий собирается одинаковый объем информации, а сам способ вычисления будет исходить из удобства применения и особенностей отрасли. При этом в любом случае будет получаться одинаковый результат. Но на практике допускается переменная величина стоимости компании в зависимости от выбранной оценочной методики.

Как выбрать компанию для проведения оценки бизнеса

Федеральный закон № 135-ФЗ строго регулирует процедуру оценки стоимости бизнеса и налагает следующие требования для оценочной компании ил оценщику:

  • оценщик обязан быть членом саморегулируемой организации;
  • наличие действующего страхового полиса;
  • аличие документа об образовании в сфере оценочной деятельности.

При выборе оценочной компании важно, чтобы у компании был опыт оценки сходного бизнеса и положительная деловая репутация.

Компания ООО «Независимое бюро экспертизы и оценки» имеет приличный опыт в оценивании бизнеса разных отраслей и предоставляет услуги по оценке бизнеса любым методом в зависимости от ваших целей. Вся деятельность компании регламетрирована законодательством и аккредитована в крупнейших банка (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др.)